Бессонница. Часть 3

Бессонница. Часть 3

Антигистаминные препараты (блокаторы Н1-рецепторов)

Всем известны такие противоаллергические препараты, как димедрол, супрастин или пипольфен, они блокируют Н1-рецепторы, чувствительные к гистамину. Находятся эти рецепторы на поверхности мембран тучных клеток и эндотелия сосудов, поэтому их блокада приводит к антиаллергическому эффекту – уменьшению отека и зуда. Эти же Н1-рецепторы находятся также и в гипоталамусе — мозговом “дирижёре” ритмов. Стимуляция их гистамином активирует работу мозга, а частичная блокада противоаллергическими препаратами (димедрол, супрастин) вызывает такой побочный эффект, как сонливость. В отличие от других противоаллергических препаратов, доксиламин действует, в основном, только на Н1-рецепторы гипоталамуса и блокирует мозговую активирующую систему – гистаминергическую (сбрасывает “скорость”), что и вызывает снотворный эффект.

Доксиламин (Doxylamine) (Донормил, Реслип, Слипзон) – 15 мг, 1 таблетка за 20-30 минут до сна. Осторожно применять у пожилых с гипертрофией простаты и глаукомой. Разрешен для применения при беременности, но не рекомендован при лактации.

Еще один представитель этой группы — гидроксизин (Атаракс), который более 60-ти лет используется для лечения крапивницы и зуда, но, в отличие от других противоаллергических препаратов первого поколения, имеет большее сродство к Н1-рецепторам гипоталамуса, а кроме того, связывается с дофаминовыми и серотониновыми рецепторами, которые “завязаны” в патогенезе тревожности и депрессии. Помогает он в основном при генерализованном тревожном расстройстве (такой психотип – всегда тревожно, безрадостно, все бесят…, то есть когда тревога не связана с внешними факторами). Гидроксизин не самый главный препарат для лечения тревожности, но если, по каким-либо причинам, есть проблемы с другими препаратами (побочные действия, специальный рецепт…), можно попробовать использовать его в качестве снотворного (снотворный эффект за счет снижения общего уровня тревожности).

Гидроксизин (Hydroxyzine) (Атаракс, Гидроксизин) – 25 мг, за 20-30 минут до сна.

Мелатонин

Гормон, вырабатываемый эпифизом в ночное время. Связываясь с рецепторами в гипоталамусе, влияет на суточные (циркадные) ритмы, особенно в начальные стадии сна. Доказана эффективность при синдроме отсроченного наступления сна (засыпание только в 2-4 ночи), при других формах бессонницы — проблематично. Частая ошибка — прием за 30 минут до сна (так написано в инструкциях). Принимать надо за 1-2 часа до предполагаемого засыпания (время биодоступности около 60 минут), а за 1.5-2 часа приглушить свет, что способствует выработке эндогенного мелатонина. Снотворное действие очень индивидуально и зависит от многих, пока не совсем понятных, факторов.  По данным исследования Huffington Post (2013 года) добавки с мелатонином ускоряют засыпание на 7 минут, а продолжительность сна увеличивают только на 8 минут, так что не обольщайтесь!

Мелатонин (Melatonin) (Велсон, Мелаксен, Меларена, Меларитм, Соннован, Циркадин) – 3 мг, 1 таблетка, за 1-2 часа до сна.

Агонисты мелатониновых рецепторов

 Механизм действия – препараты этой группы являются агонистами (стимуляторами) мелатониновых рецепторов, которые становятся более чувствительными к действию эндогенного мелатонина, что и обусловливает снотворный эффект.

  • Рамелтеон (Ramelteon) — 8 мг (в РФ не зарегистрирован). Полезен только при проблемах с засыпанием, но, что важно, может применяться у пациентов с умеренным синдромом апноэ сна и ХОБЛ;
  • Тасимелтеон (Tasimelteon) — 20 мг (в РФ не зарегистрирован). Может вызывать головные боли, но не вызывает привыкания.

    Антагонисты орексиновых рецепторов

 Механизм действия – антагонист (блокатор) рецепторов одной из активирующей систем мозга – орексин/гипокретиновой (т.е. снижает “скорость”-активность мозга). Двойное название из-за того, что открыли её две группы исследователей и до сих пор спорят, кто “главней”.

Лемборексант (Lemborexant) — 5-10 мг, Суворексант (Suvorexant) — 10-20 мг (в РФ не зарегистрированы).

Антидепрессанты с седативным действием

В Европейских рекомендациях (2017 года) акцентируется внимание на том, что “классические снотворные” (см. Часть 2) не рекомендуется назначать лицам старше 60 лет, из-за нарушения памяти и риска падений (например, регулярный прием зопиклона увеличивает риск падений в 4.3 раза!). В качестве альтернативы предлагается прием седативных антидепрессантов, которые не обладают миорелаксирующими свойствами (падения) и не формируют эффект привыкания.

  • Пароксетин (Paroxertine) (Адепресс, Паксил, Плизил, Рексетин) – 10-20 мг, за 30-40 минут до сна;
  • Тразодон (Trazodone) (Триттико) – 50 мг, за 30 минут до сна;
  • Миртазапин (Mirtazapine) (Каликста) – 15-30 мг, за 30-40 минут до сна;
  • Доксепин (Doxepin) – 3-6 мг (в РФ не зарегистрирован). Назначается для поддержания сна (ранние пробуждения и ночные просыпания).

Ещё один препарат, который любят назначать неврологи для профилактики хронических головных болей (в общеврачебной практике его почему-то побаиваются). Он же может с успехом применяться и как снотворное, особенно при тревожно-депрессивных расстройствах.

Амитриптилин (Amitriptyline) – 10 мг, за 30-40 минут до сна (таблетки в аптеках обычно в дозе 25 мг, можно по ½ таблетки на ночь).

Антиконвульсанты

У препаратов этой группы нет зарегистрированных показаний для лечения бессонницы, но, в связи с их (побочными) седативным и снотворным эффектами, могут применяться у пациентов с болевыми синдромами.

  • Прегабалин (Pregabalin) (Лирика) – 150 мг, за 30 минут до сна;
  • Габапентин (Gabapentin) (Габагамма, Катэна, Конвалис) – 300 мг, за час до сна.

Растительные лекарственный препараты

Неистребима святая вера наших людей в безвредность и особую чистоту «натуральных» – растительных лекарственных средств (чем и пользуются маркетологи). Почему-то никто не вспоминает, что основные отравляющие вещества (до применения газов) в истории человечества были растительного происхождения. Помогают ли растительные препараты при расстройствах сна?

Дело в том, что качественных плацебо-контролируемых исследований влияния на сон препаратов валерианы, пустырника, ромашки, зверобоя, хмеля… не проводилось. Из всех этих растительных препаратов наиболее изучена валериана, но обзоры метаанализов не показали её положительного влияния на сон, а те дозы, которые влияют – на грани токсического поражения печени. Хотя многие пациенты и утверждают, что эти средства им помогают. Не важно, что это — эффект плацебо или седативный эффект (за счет особой чувствительности к ним), в сочетании с когнитивно-поведенческой терапией растительные препараты могут быть эффективны, с меньшими побочными эффектами по сравнению с бензодиазепинами. Так что, если верят и помогает, конечно, пусть иногда применяют, несмотря на результаты исследований.

В заключение: чаще всего при опросе пациентов выясняется, что основная причина бессонницы — нарушение гигиены и режима сна (см. Часть 1). Сами пациенты о нарушениях сна не говорят, считая это несущественным фактом для врача, но это не так – интересоваться качеством сна необходимо, так как он влияет и на “скачки” артериального давления, “скачки” сахара в крови, а про скачки нашего настроения и говорить нечего, сами знаете! «А все могло бы быть совсем не так, если только сам себе не враг…»

Как говорил Гиппократ: Сон и бессонница сверх меры – плохой признак.

Виктор Ямщиков, врач-минималист

 

 

Комментарии

Ваш адрес email не будет опубликован.